Практически каждый, кто связан с музыкой, рано или поздно знакомиться с выражением “чтение с листа по нотам”. Как правило, ученики боятся этого, но если правильно подготовиться к читке, то все окажется не так уж сложно. Для начала, давайте разберемся что же это такое. Пение с листа — это умение быстро читать и исполнять совершенно незнакомое произведение по нотам. Это очень важный навык для исполнителя и музыканта, так как он помогает развить “внутренний” слух. Правильно настроенный музыкальный слух, позволит вам лучше интонировать и чувствовать свои голос и связки. Очень много учащихся музыкальных школ не имеют развитого “внутреннего” слуха, хотя отдали музыке не один год. Как правило, это относится к ученикам фортепианного отделения. Их учат работать пальцами, а не слухом. И воспроизвести хорошо знакомую и заученную мелодию в другой тональности они уже не смогут. Как и бегло подобрать мелодию на слух.
Нужно также помнить, что какой-то волшебной пилюли, которая поможет сразу овладеть “чтением с листа” нет. Это навык, который нарабатывается исключительно практикой и упорным трудом. Главное не прекращать заниматься. Ведь даже профессионалы своего дела, когда бросают занятия “читкой”, утрачивают этот навык. И чтобы спеть какую-то незнакомую мелодию, им нужно время на подготовку.

Читать ноты с листа

Для того, чтобы научить бегло читать с листа помимо хорошо развитого слуха, нужно уметь:
Чувствовать мелодию

  • Чувствовать мелодию и ее тональность. Это значит, что вы должны научиться пропускать мелодию через себя, чувствовать ее ритм, ощущать ее настроение изнутри. Также важно понимать смену настроения и тональности мелодии. Как этому научиться? Слушать музыку разных направлений. Например, чувство ритма прекрасно помогает развить латиноамериканская и джазовая музыка. Она имеет отличный ритмический рисунок. Можно слушать любую другую музыку, в которой хорошо прослушиваются ударные, ведь именно они составляют задают тот самый ритм. Вы можете тренироваться отстукивать ритм пальцами по столу или ногой, пока слушаете свою любимую мелодию. Если с чувством ритма все более-менее понятно, то как научиться чувствовать мелодию и тональность? Точно также — через постоянное прослушивание музыки. Вы наверняка замечали, что у вас есть произведения, которые вы слушаете в разное настроение, есть мелодии, которые заставляют вас плакать, смеяться и испытать целый спектр других мелодий. Это и есть та самая способность чувствовать мелодию и изменение настроения музыки;
  • Представлять, как музыка будет звучать, как развиваться. Глядя на нотную запись мелодии, вы пытаетесь ее пропеть или проиграть про себя. Вы представляете, как она будет звучать, где будет громче или тише, где быстрее или медленнее, как у нее будет меняться настроение и ритм. Иногда и такое случается. Это отличная тренировка “внутреннего” слуха;
  • И обязательно нужно освоить пение а капелла, то есть без аккомпанемента. Навык не из простых, но он отлично развивает слух певца. А капелла можно петь в любом направлении: джаз, рок вокал, поп и т.д. Возможно, когда вы будете петь без музыкального сопровождения первый раз, вас будет смущать звучание собственного голоса. Но вам нужно привыкнуть к нему и полюбить его. Ведь именно при пении без аккомпанемента вы научитесь слышать любую фальшь или дрожь в голосе, поймете какие именно моменты вам нужно доработать. Если вы стесняетесь петь а капелла при ком-то, начните сначала петь наедине с собой, когда рядом нет никого. Постепенно вы освоитесь и уже не будете так смущаться.

Развить музыкальность

Что же делать, чтобы развить в себе музыкальность и научиться петь с листа по нотам?
Развить музыкальность

  1. Самое главное с чего следует начать — изучение нотной грамоты. В первую очередь, вам необходимо выучить ноты. Это то же самое, что начать учиться чтению с изучения алфавита. Правда в музыкальном алфавите всего 7 нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Изучите их расположение на нотном стане, написание нот на латинском языке, а также основные аккорды и интервалы.
    Если вы ощутили трудности в запоминании нотной грамоты, то попробуйте подойти к ее изучению через систему “нот в виде геометрических фигур”. Изначально данная методика создавалась для обучения церковному пению, но со временем стала использоваться многими педагогами. Идея системы в том, что ноты представляются в виде геометрических фигур. Благодаря записи фигурных нот, партитура учится легче и быстрее. Такая система помогает выработать ученику устойчивую связь между гаммой, формой и звуком. Сначала звуки пропевают в виде названия фигур, после уже со словами.
    Также отличным способом запомнить тональности является квинтовый круг. Это запись всех мажорных и минорных тональностей в виде круга, а интервал между соседними знаками составляет квинту. На внешней части круга изображают мажорные тональности, а на внутренней их параллельные минорные. Также на круг прописываются знаки при ключе каждой из тональностей.
  2. Обязательно возьмите уроки сольфеджио. Это не самый любимый предмет учеников музыкальной школы, да и не самый простой, но очень полезный. На этих уроках учат петь музыкальные интервалы, а также ноты. Вы можете заняться этим самостоятельно, взяв учебник за 1-2 классы музыкальных школ. Пойте, для начала, самые простые мелодии, в которых ноты идут по порядку. Постепенно переходите к более сложным — к чередованию нот. Так со временем, вы научитесь петь с листа любую мелодию, видеть и чувствовать ее звучание.
  3. Отличным способом для развития “внутреннего” слуха считается распевание интервалов “про себя”. На уроках сольфеджио такое часто практикуют. Пишут на доске короткую мелодию, задача учеников воспроизвести ее про себя, а потом пропеть по одному или небольшими группами. Если ученик в данный момент не поет, то он все равно озвучивает ее мысленно. Также кого-то из учеников могут попросить воспроизвести хорошо знакомую всем мелодию в другой тональности.
  4. Обязательно контролировать ритм мелодии. Для этого рекомендуют читку с листа начинать с народных песен. Они более мелодичные и лирические, легче воспроизводить голосом. Чтобы избежать сбивания ритма, можно отсчитывать ритм “про себя”, простукивать его рукой или дирижировать. Также можно использовать метроном.
  5. аккомпанировать себе на инструменте

  6. Пробуйте аккомпанировать себе на инструменте, чтобы было проще тренировать связки и запоминать звучание нот. Начинайте с нот, после переходите к гаммам в пределах первой октавы. Она самая популярная в мелодиях. После того как вы научитесь улавливать голосом звучание нот, попробуйте спеть без помощи музыкального инструмента. Лучше всего записать свои занятия на видео или диктофон, чтобы можно было корректировать ошибки.
  7. Перед тем как начинать пение с листа по нотам, внимательно ознакомьтесь с произведением. Просмотрите мелодию, все тональные скачки, паузы, ритм, интервалы. Мысленно пропойте ее. Это поможет вам избежать неприятных неожиданностей в виде шестнадцатых и тридцать вторых нот.
  8. Тренируйтесь как можно чаще. Можете подпевать известным исполнителям, когда слушаете музыку дома или в машине. Тренируйтесь попадать в резонанс с певцами.
  9. Учитесь чувствовать свой голос и связки. Обязательно распевайтесь перед началом занятия. Если почувствовали дискомфорт в горле во время тренировки или боль, сразу прекращайте практику. Перенапряжение мышц голосового аппарата может привести к травме и даже полной потере голоса. Ни в коем случае не пойте с больным горлом.
  10. Если вы чувствуете, что не попадаете в ноты, не переживайте. Это происходит из-за раскоординированности мышц вокального аппарата. В разговорной речи мы задействуем лишь малую часть связок, поэтому, когда мы начинаем учиться петь, непривычные для нашего горла мышцы включаются в работу. А так как раньше они практически не использовались, то сразу слаженного звучания добиться будет тяжело. Идеальное звучание достигается регулярными занятиями и желанием научиться петь красиво любую мелодию.

Научиться петь с помощью технологий

прогресс в обучении пению
Сегодня прогресс в обучении пению шагнул далеко вперед. Если у вас нет времени, возможности, финансов, чтобы заниматься с педагогом в вокальной студии, вы можете делать это дома с помощью мобильных приложений. Например, Voice training learn to sing, GNU Solfege, Абсолютный слух. Эти приложения помогают тренировать ритмичность, чувствовать тональность, развить внутренний слух. В них вы можете изучать нотную грамоту, знакомиться с фортепианной клавиатурой и учиться петь. Единственный недостаток — такое обучение не сможет заменить работу педагога по вокалу и скорректировать ваши ошибки. Вам также необходимо будет записывать себя на видео или диктофон. К тому же вы не сможете наработать навык исполнения на публику.
“GNU Solfege” — это приложение для компьютеров. Самым главным его преимуществом являются тренажеры, которые эффективно знакомят вас с основами нотной грамоты, интервалами и помогают тренировать слух.
приложение для пения
“Абсолютный слух” — более удобное приложение, так как оно доступно для установки на мобильные устройства. К сожалению, установить его можно только на Android. Наличие такого приложения на телефоне поможет вам заниматься пением где угодно и когда угодно, без привязки к конкретному месту. Преимуществом “Абсолютного слуха” являются упражнения, направленные именно на чтение с листа.
Voice training learn to sing — приложение можно установить как на ПК, так и на мобильное устройство. Отлично подходит на новичков, помогает найти свой голосовой диапазон, развить слух. Главное преимущество, во время занятия вокалом помогает понять насколько чисто вы поете. На клавиатуре приложения подсвечивается нота, которую нужно спеть и которую вы поете сейчас.

Пение с листа: техника

При пении с листа не нужно забывать и о правильной технике. Вы уже почти профессионал и, конечно же, все знаете и помните о правильном дыхании и работе голоса. Но если вдруг вы по-прежнему что-то забываете или упускаете из вида, давайте вспомним все основные секреты красивого звучания.
пение работа с дыханием

  • В первую очередь, работы с дыханием. Все профессиональные певцы учатся дышать диафрагмой, а не легкими. Так вы сможете вдохнуть больше воздуха, вдох будет происходить незаметным для слушателей. А при пении вы сможете удерживать мелодию без прерываний намного дольше. В начальных классах музыкальной школы учат дышать диафрагмой через ощущение мячика в животе. Обычно ученикам советуют надуть живот и положить на него руки;
  • Когда мы смотрим на исполнителей по телевизору, мы часто замечаем, как они широко открывают рот и улыбаются во все 32 зуба. Это называется музыкальной гримасой. Иногда так советуют делать, чтобы избегать напряжения и першения в горле. Но такое исполнение дает “плоский” и некрасивый звук. На самом деле нужно стараться открывать рот широко в виде буквы О. Но при этом вы не должны испытывать дискомфорта или напряжения в мышцах лица;
  • Ни в коем случае не перенапрягайтесь. Если у вас болит горло или вы ощущаете неприятные ощущения в горле во время исполнения, немедленно прекращайте занятия. Вы же не хотите лишиться своего самого прекрасного дара — голоса?
  • Распевка перед пением

  • Перед занятием и после его окончания не забывайте делать разминку. Они называются распевка и запевка. Первая нужна чтобы подготовить ваши связки к уроку, разогреть их, а вторая чтобы мышцы гортани расслабились после урока и снять возможное напряжение. Для распевок и запевок существуют специальные упражнения, особенно важны распевки в процессе обучения академическому вокалу. Обычно они начинаются с провевания гамм и различных слогов (ма, мо, мы, му и т.д.) в разных тональностях, ритмах и интервалах;
  • Желательно при исполнении принять правильную позу и избегать резких движений. Наверняка, вы замечали, как популярные артисты бегают по сцене, танцуют вместе со своей командой, а потом, как ни в чем ни бывало, продолжают петь? Достичь такого уровня очень сложно и на него требуются годы тренировок, и достигают такого мастерства далеко не все. Ведь во время танца и активных движений очень сильно сбивается дыхание, и продолжить дальше тянуть мелодию, как ни в чем не бывало, очень сложно. Если вы только начинаете свой путь в музыке, самой лучшей позой для вас будет: стоя с руками сжатыми в замок на уровне диафрагмы. При этом ноги должны твердо стоять на полу на ширине плеч. Такая поза поможет вам лучше контролировать дыхание и избегать излишней зажатости;
  • Пение с листа, как и любое другое, требует регулярных тренировок. Занятия должны быть ежедневными примерно по часу в день. Если будете заниматься дольше, рискуете перенапрячь голосовые связки.

Мифы и легенды про певцов

И в завершении, давайте еще немного поговорим о мифах и легендах, которые окружают певцов.
Мифы и легенды про певцов

  • Если нет слуха и голоса, то петь точно не получится. Давайте разбираться по порядку. Голос есть у каждого из нас, кроме разве что людей, которые не могут говорить. Все мы умеем кричать, шептать, разговаривать. Значит голос есть. Просто в обычной жизни мы чаще спокойно общаемся, а значит задействуем лишь малую часть наших связок. Когда человек начинает учиться пению, он тренирует весь вокальный аппарат.
    Очень часто люди путают понятия “нет слуха” и фальшивое пение. На самом деле, на Земле есть очень маленький процент людей, которые не способны чувствовать мелодию и ритм. Вся музыка для них выглядит как непонятный шум. Это называется амузия. У всех остальных людей просто отсутствует навык пения и не натренированы связки.
    Болезнь под названием “нет слуха и голоса” лечится регулярными занятиями;
  • Если хочешь красивый голос, нужно разогреть его сырым яйцом. Этот миф передавался из поколения в поколение, практически как семейная музыкальная легенда. На самом деле, сырое яйцо сушит слизистую гортани, что может привести к травме во время пения. Самый лучший способ разогреть связочный аппарат — распевка естественным путем.
  • Певцу нельзя заниматься физическими упражнениями на пресс. Кажется этот миф придумали ленивые люди, которые искали оправдание своему нежеланию выглядеть красиво. На самом деле, хорошо тренированные мышцы живота только способствуют лучшему звучанию и правильному дыханию.
    научиться петь и развить музыкальность

    И помните, что люди учатся петь, читать с листа и разрабатывают свой музыкальный слух годами. Кому-то нужно больше времени, кому-то меньше. Но если у вас есть желание, и вы получаете огромное удовольствие от процесса, то вы обязательно добьетесь успеха. А регулярные тренировки в школе музыки 1musicfamily помогут закрепить полученный результат. Даже профессионалы своего дела не перестают заниматься и постоянно поддерживают себя в форме. Ведь в пении как в спорте — без упорного труда и регулярных тренировок не будет должного результата. Петь надо с душой и от души.