Хорошо знакомые нам с детства скороговорки до сих пор вызывают смех и улыбку у окружающих, когда кто-то пытается их произнести. Но, как правило, люди недооценивают смысл произношения скороговорок или чистоговорок, как их еще называют.

Чистоговорки — отличный инструмент для развития хорошей дикции. В детстве через игровую форму и скороговорки мы учимся произносить правильно те или иные звуки, их сочетания, отрабатываем хорошую артикуляцию, избавляемся от дефектов речи. Благодаря скороговоркам люди учатся контролировать темп своей речи, чтобы собеседники хорошо вас понимали и не переспрашивали по несколько раз.

Для детей всегда используют короткие и шутливые скороговорки, чтобы малышам было интересно их повторять и , конечно же, чтобы они могли представить то о чем говорят. Чистоговорки для взрослых, на самом деле, не имеют никакого отличия от детских. Разве что в сложности и длине фраз, а также в смысле используемых слов.

На занятиях вокалом произношению чистоговорок уделяется очень много времени. Очень важно, чтобы у исполнителя было хорошее и четкое произношение, чтобы он не глотал слова и окончания, а слушателю не приходилось напрягать слух, чтобы пытаться понять о чем же поется в песне.

Скороговорки. Что это? 

Это небольшие шутливые фразы, в которой используются труднопроизносимые и сложносочетаемые слова, звуки. Их еще также называются языколомалками. Если вы попытаетесь произнести какую-то из них без подготовки, то, как правило, все привычные слова превращаются в кашу из звуков и букв. Но после некоторой тренировки вы вполне справитесь с поставленной задачей.

Эти забавные сложно произносимые фразы придумали для улучшения дикции. А что же тогда такое дикция? Это ясное и четкое произношение. А хорошее произношение в вокале играет очень важную роль, ведь так исполнитель может передать эмоции и смысл песни.

Для развития хорошей и четкой дикции необходимо работать над развитием каждого органа артикуляции. Они делятся на две большие группы : активные и пассивные.

К первой категории можно отнести подвижные органы — голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, нижнюю челюсть и заднюю спинку зева. К пассивной группе относится все фиксированные органы: зубы, верхняя челюсть, альвеолы и твердое небо.

Многие ошибочно полагают, что скороговорки это детское развлечение. На самом деле, отработка дикции при помощи языколомалок очень широко распространена среди взрослых, чья деятельность связана с различного рода выступлениями. Сюда можно отнести:

  1. Певцов;
  2. Артистов;
  3. Политиков;
  4. Людей регулярно выступающих на конференциях;
  5. Ведущие;
  6. Педагоги т д

Скороговорки несут в себе 2 базовые задачи:

  • “Разогрев языка” . Многие ведущие и те, кому предстоит произносить речь на публике, сначала произносят 2 -3 сложные скороговорки. Так они разминаются, чтобы избежать заминок и запинок во время выступления.
  • Тренировка четкой речи, без которой невозможно выступление ни одного оратора.

Как же правильно работать со скороговорками, чтобы был эффект?

Чтобы получить должный эффект от занятий над дикцией, мало научиться просто быстро проговаривать языколомалки. Вам обязательно нужно представить то о чем вы говорите, как бы нелепо это не звучало. Включите свое воображение и представьте, что вы рассказываете окружающим о том, что видите в такой вот забавной форме.

Полезно также выписывать скороговорки, над которыми работаете сейчас, на листочек. Это делается для того, чтобы ваш мозг не отвлекался при работе и не пытался судорожно вспомнить что же там дальше, а сосредоточился на качестве речи и хорошей дикции.

  • Начинайте с простых фраз, постепенно усложняя себе задачу. Так вы сможете больше уделить внимания произношению всех согласных звуков.
  • Если вы занимаетесь дома, то можете записывать себя на видео, чтобы отслеживать свой прогресс, видеть свои ошибки и своевременно их корректировать.
  • Читайте книги. Очень неожиданный совет, но пренебрегать им не стоит. Так вы тренируете фонематический слух, учитесь слышать себя и свое звучание, свои интонации.
  • После того как выписали основные фразы для отработки, делаем на листочке пометки, как будто разучиваем новую песню. Обязательно расставляем паузы, помечаем согласные звуки, на которых нужно сделать акцент, обводим в кружочек буквы, которые должны растягиваться . Как правило в эту группу попадают сонорные буквы — р, м, н, л. В последнюю группу попадают шипящие звуки. Обычно, после них необходимо делать паузу, но при этом сами звуки должны “выстрелить” напоследок.
  • Ни в коем случае не начинаем работу со скороговорками с отработки скорости произношения. Языколомалки — это про четкость дикции  и ясность произношения, а не про кто кого быстрее. Сначала учимся произносить фразы медленно, хорошо проговаривая каждую букву. Следите за окончанием фраз, вы не должны их “глотать”.
  • Если вы делаете успехи в медленно темпе, начинайте постепенно ускоряться, но при этом не теряйте качество. Когда пытаются произносить на скорость, то, в лучшем случае, теряется половина звуков и звучит нечленораздельная каша. А в худшем, может получиться нечто не очень пристойное из самой безобидной скороговорки, например “ Ах, у ели, ах у ёлки, ах у ели злые волки”.
  • Тренируйте беззвучное произношение чистоговорок. Глядя на свои записи, произнесите фразы медленно, четко артикулируя каждое слово, но без единого звука.
  • Всегда держите листочек с пометками перед глазами. Это ваша подсказка, чтобы вы не сбивались и не путались. Не старайтесь нарастить темп  в произношении до максимального за один день. На отработку одной, даже самой простой, скороговорки может уходить несколько дней. Дело тут не в том, что вы что-то делаете плохо. Просто вы работаете на качество. Поэтому темп работы увеличивается постепенно. Вы же еще только учитесь.
  • Хорошим тоном в отработке чистоговорок считается ритмичность. Чтобы вы не ускорялись или не замедлялись попробуйте отстукивать ритм или воспользуйтесь метрономом. Это прибор для отсчета коротких долей времени равномерными ударами. Не обязательно покупать метроном, можно скачать приложение на мобильное устройство и установить там необходимый вам темп.
  • После того как вы научились четко, быстро проговаривать языколомалки, переходите к пению. Да-да, вам нужно научиться петь те же самые фразы на разные мотивы и мелодии. Для начала берите также медленный темп и постепенно ускоряйтесь.

Возможные варианты скороговорок для отработки дикции.

    • Из-под топота копыт пыль по полю летит.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
    • Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
    • Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте
    • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
    • У нас гость унес трость.
    • Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
    • Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.
    • Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
    • На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
    • На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?
    • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
    • Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
    • Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
    • Либретто Риголетто.
    • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
    • Осип охрип, а Архип осип.
    • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
    • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
    • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
    • Жили-были три китайца-Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
      И еще три китаянки-Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
      Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
      Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони…
      Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
      у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
      у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Основные ошибки начинающих вокалистов 

Как ни странно, даже в такой простой задаче начинающие певцы допускают ошибки. Как правило, это связано с желанием поскорее достичь желаемого результата.

      • Во всем нужно соблюдать меру. Отрабатывать произношение скороговорок нужно легкой усталости в мышцах. Наша задача научиться правильно и красиво петь, а не загонять себя до предела. Любые переработки чреваты травмами и быстрым выгоранием;
      • Если вы действительно хотите получить достойный результат на выходе, то не стоит пренебрегать отработкой каждого звука в отдельности. Иначе теряется смысл данного упражнения, и получается как в детском конкурсе:” Произнесите фразу быстро и с минимум ошибок”;
      • Не бросайте начатое дело на полпути. Даже если вы быстро получили желаемый результат, не торопитесь переходить на следующую ступень. Закрепите хорошо ваши нынешние достижения. В противном случае, вы рискуете откатиться назад в обучении;

Как только вы начнете достигать успехов в произношении скороговорок на уроках вокала, вы сразу заметите улучшения в своей речи в повседневной жизни. Она будет звучать более гладко, уверенно в себе, вы будете более уверенно общаться на публике и перестанете спотыкаться о слова.

Поговорим о дыхании?

Помимо тренировки различных мышц артикуляционного аппарата через скороговорки, хорошей дикции можно достичь и через развитие дыхательные упражнения. Правильное дыхание в вокале это уже пятьдесят процентов успеха в обучении. Мы не устаем повторять, что в вокале нужно дышать диафрагмой, а не легкими. Так вы сможете брать более высокие ноты, голос будет звучать звонче и богаче. Также не стоит забывать, что зритель не должен слышать и видеть как вы берете дыхание, тогда вы сможете избежать посторонних шумов в своем исполнении. Но какая же связь между дыханием и развитием хорошей дикции?

Дыхание — это основа нашего звукоизвлечения не только в пении, но и в разговорной речи. Начинающие исполнители сталкиваются с проблемой нехватки дыхания. В результате этого фразы в песнях обрываются на середине, речь становится невнятной, певец начинает глотать слова. Чтобы избежать этого, существуют специальные упражнения. Они нацелены на выработку условного рефлекса на вдохе и выдохе, к которому незаметно для вас будут подключаться диафрагма, межреберные и поясничные мышцы.

Упражнение 1. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Это будет ваша исходная позиция. Сделайте вдох и медленный выдох через слегка приоткрытый рот, почувствуйте сопротивление воздуха. Одновременно с этим читайте короткое стихотворение про себя.

После повторите это же упражнение в движении : при ходьбе, имитации подметания, кошения травы. Вдох должен быть плавным и ровным. Дыхание не должно сбиваться при нагрузках, при это вы должны ощущать межреберные мышцы.

Упражнение 2.Из исходной позиции наклонитесь вперед, одновременно делая вдох. Спину держите прямо. Медленно выпрямляйтесь, выдыхая и произнося звук “м” .

Упражнение 3.Похоже на предыдущее. Из исходного положения наклонитесь вперед и сделайте вдох одновременно. Разведите руки в сторону, а после положите на затылок. Возвращаясь в обратное положение выдохните и тяните букву “н”.

Упражнение 4. Повторите все вышеуказанное, но только в движении, например при ходьбе.

Упражнение 5. Стоя в исходной позиции, сделайте короткий вдох и задержите дыхание на пару секунд. Следите за тем, чтобы мышцы горла оставались расслабленными, а работы дыхательной системы происходила за счет межреберных мышцы. Плавно выдохните, считая про себя до пяти.

Упражнение 6. Сделайте вдох носом, задержите дыхание. Медленно выдохните и одновременно произносите шипящие звуки “ш”, “с”, “ф”.

Упражнение 7. Проделайте все то же самое, что и в предыдущем пункте. Только вместо звуков на выдохе произнести любую чистоговорку.

При правильной тренировке, вы должны научиться чувствовать брюшные и межреберные мышцы, а также на выдохе ощущать теплый воздух.

Как только вы научитесь красиво петь на родном языке, освоите правильную технику дыхания и звучания, можете переходить к освоению иностранной музыки. Как правило, это английские или итальянские произведения. Но бывает, что при изучении английской песни у исполнителя возникают трудности с правильным произношением. Здесь нам снова в помощь приходят чистоговорки. Они используются практически во всех языках. Изучение и их отработка проходит точно также как и на родном языке :

      • Сначала выписываем скороговорки на листочек, делаем себе все необходимые пометки и подсказки. Можно также перевести скороговорку, чтобы вы могли представлять картинку перед глазами;
      • Начинаем тренироваться с медленного темпа и отработки каждого звука и буковки. С иностранным языком это может быть несколько сложнее;
      • Постепенно ускоряем темп, но следим за качеством произношения и дикцией;
      • Переходим на напевание в различных темпах, тональностях и мотивах.

Помните, что неважно на каком языке вы тренируетесь, главное как много внимания вы уделяете деталям. Как и во всех других вокальных упражнениях, в отработке дикции главное регулярные упорные тренировки, отработка ошибок сразу при их выявлении, слушайте преподавателя и получайте удовольствие от своих результатов. Профессиональные преподаватели по вокалу в музыкальной школе First music family научат вас четкой дикции для речи и пения.