Джаз можно отделить от всей музыки в целом, взять, отставить в сторону и просто наслаждаться. Джазовые мелодии, зарождавшиеся так много лет назад на Африканском континенте, по сей день дарят нам истинное удовольствие при прослушивании любимого «Каравана» Эллингтона, легендарной «Autumn Leaves» Космы и волшебной «Summertime» Гершвина. Какие еще есть мастера джазового дела? Какие мелодии легли в историю джаза?
Чет Бейкер
Трубач и вокалист, 1929-1988 гг.
Впервые джазовая музыка вошла в жизнь Бейкера, когда тот был в армии и играл в военных оркестрах. С середины 20-го века он играл с Чарли Паркером, а затем и с Герри Маллиганом. Выступления с последним и привели его к славе. Квартет Маллигана Чет Бейкер покинул через год, после чего играл в собственной группе. В 60-х Бейкер оказался в тюрьме, но спустя десятилетие возобновил свои выступления, стал широко востребован среди публики и разных студий.
Его музыка очень лиричная, тонкая и чувственная, как натянутая нить. Чувствуешь ее каждой клеткой души и сочувствуешь, будто вся боль — вот она, вылилась прямо на вас. Когда к вам прикасаются ледяной рукой, а вы этого не ждали… Бейкер сложный для понимания, но желание понять возникает сразу же. Нужно просто послушать.
Мелодии: My Funny Valentine, Time After Time, Almost Blue, Aone Together.
Уес Монтгомери
Гитарист, 1923-1968 гг.
В джазе обычно среди инструментов мы привыкли слышать саксофон, трубу, клавишные, но гитаристов среди известнейших джазменов не так много, и Уэс Монтгомери как раз из их числа. Еще в детстве ему подарили игрушечную гитару, но потом интерес к ней перебил драмкружок, и лишь творчество Чарли Крисчена смогло вернуть интерес к гитаре. Начинал свою карьеру Уэс в родном Индианаполисе, но присоединившись к оркестру Лайонела Хэмптона, он объездил всю страну и в 35 лет записал первый альбом. После чего Уэс начинает сотрудничать с самыми разными студиями страны, постоянная работа в которых и подрывает его здоровье.
Музыка Уэса очень ритмичная, чувствуется много техники и сложных элементов. Чем-то близка к боссанове. Мелодии кажутся легкими, но созданы они колоссальными усилиями, ведь гитара именно их и требует. Ею очень сложно овладеть, а уж тем более импровизировать, как того требует джаз.
Мелодии: Insensatez, Here`s that Rainy Day, Moanin`, People, West Coast Bllues, Tequila.
Билл Эванс
Пианист, 1939-1980 гг.
Эванс начинал свой творческий путь с бэндами Луизианы и Чикаго, а впоследствии он переехал в Нью-Йорк и играл с квартетом «Тони Скотт». Колледж, в котором обучался Билл, познакомил его с ладовыми теориями джаза и в 1956 году Эванс записал свой первый альбом, а через два года в составе секстета Майлза Дэйвиса поехал в тур на 8 месяцев.
Диск, вышедший тогда, принес много славы и Майлсу, и Эвансу, но все-таки Билл мечтал о собственном бэнде, который он и создал. Трио стало очень популярным, но через 10 дней его существования басист группы погиб, что стало причиной депрессии Эванса на целый год (!), после чего он все-таки возвращается в музыку, но начинает работать с коллективами немного другого формата, нежели раньше.
Музыка Эванса очень глубокая. Ты ее слушаешь и понимаешь, что она льется на тебя дождем, врывается ветром или прикасается к тебе. Смотрели кино в 3D? Здесь тоже самое. Музыка очень объемная, а от того чувствуешь ее глубину. Мелодии переливаются, искрятся. Нет ничего резкого, зато масса света в этих с первого взгляда спокойных, но безумно чувственных звуках. Мелодии купают тебя в нотах, ослепляют своей серебристостью и сложностью.
Мелодии: My Foolish Heart, Peace Piece, Blue In Green, I Hear Rhapsody, Waltz For Debby, Emily.
Луи Армстронг
Трубач, вокалист, 1901-1971 гг.
Это имя просто невозможно не знать! Один из самых ярких джазменов не только своего времени, но и нашего. Родился он в очень бедной семье и с самого раннего детства сам зарабатывал на жизнь. И вот очередная подработка оказалась определяющей всю его судьбу — подработка в уличном ансамбле сначала в роли вокалиста, а затем и барабанщика.
Правда, после этого он попал в исправительный лагерь, но выйдя из него он стал учиться музыке, нотной грамоте и в итоге начал играть в джаз-бэндах. Но вся слава приходит к Луи, когда он вместе с женой уезжает в Нью-Йорк. Там и в Чикаго он успешно сотрудничает со многими музыкантами и группами. Он дает концерты во всех уголках планеты и ведет очень активную творческую деятельность.
Конечно же, постоянные выступления и усталость дают о себе знать, когда трубач переносит тяжелый инфаркт. Но даже это не останавливает его и он продолжает работать и писать свои хиты до тех пор, пока очередной приступ не застает его. После него он, вопреки всему, провел еще одну репетицию, но она стала последней в его жизни.
Не слышать и не знать голос великого Луи — самый великий грех! Когда начинает звучать Армстронг, кажется, что пьешь старинное вино, которое раскрывается с каждым новым глотком. Его техники владения голосом поражают нас и удивляют. Мы слышим весь этот приятный бархат его голоса, щупаем каждый сантиметр и наслаждаемся, смакуем его.
Мелодии: Blueberry Hill, Blues, Wonderful World, Hello Dolly, A Kiss To Build A Dream On.
Майлс Дэвис
Трубач, 1926-1991 гг.
Еще с детства будущая джазовая легенда стала интересоваться музыкой: с 12 лет Майлс учился играть на трубе, а уже в старших классах он играл в барах и давал концерты за пределами города. Популярность к нему приблизилась, когда он пришел в коллектив Billy Eckstine. Уехав в Нью-Йорк, он поступил в Институт Музыкального Творчества, но все-таки практика джаза была важнее и образование отошло на второй план. Затем он играл в разных коллективах и зимой 1949-го записал первую из трех сессий, а спустя чуть меньше десяти лет, эти записи были сведены в один диск.
Творческий рост Дэвиса был заметен невооруженным взглядом: он постоянно выступал на разных фестивалях, а серьезные контракты заставили его сменить коллектив на более профессиональный. Он стал сотрудничать с Биллом Эвансом, записал музыку для фильма, а позже и целый альбом с музыкой к этому же фильму. Все больше он стал прибегать к различным экспериментам в творчестве, уходить за рамки, а позже и вовсе записывает альбом, в котором можно найти отголоски испанской музыки.
После этого Майлс снова меняет бэнд, записывает огромное количество альбомов и становится звездой джаза. И уже потом он попадает в аварию и спустя пять лет после нее он возвращается с очередным диском. После чего, Дэвис отправляется в тур, получает пятую Гремми и спустя несколько лет получает седьмую, которая станет последней наградой уже после его смерти.
Если Вы решили начать слушать джаз, то первое, что вам надо услышать, так это Майлса Дэвиса. Здесь тот самый джазовый бриллиант, средоточие самых приятных звуков. Слушая его, вы тут же ныряете и купаетесь в его музыке, при этом, если у Эванса мелодии купают вас, то здесь мелодии вас поглощают, потому что настолько они прекрасны, созвучны, что хотят утопить вас в своей красоте.
Звуки как бы играют с вами, завлекают вас и вы тут же тонете в них. Видели, как ребенок, который первый раз на море, хочет сразу же нырнуть, поплыть, а волны захлестывают его и он с этим не справляется. Осторожнее с Дэвисом!
Мелодии: Generique, Boplicity, It Ain`t Necerrarily So, Milestones.
Дюк Эллингтон
Пианист, аранжировщик, 1899-1974 гг.
Вырос Эллингтон в достатке и мог позволить себе изучение пианино в возрасте 7 лет, а в 10 он уже начал писать музыку. В 1917 году он бросает занятия и хочет заниматься карьерой. Работал он в самых разных коллективах, но популярность обрел, когда пришел к Washingtonians. Коллектив рос, и лидерство перешло к Эллингтону. Они стали выступать в популярных клубах и становились невероятно известными. Вместе с тем, Дюк выступает и на Бродвее, а позже снимается в фильме Check and Double Check.
С 1931-го группа начинает большой тур. Они побывали везде, где только можно. А по окончанию, Эллингтон пишет новые произведения, выступает с величайшими звездами того времени на одной сцене и дарит людям много прекрасной импровизационной музыки. Все поездки и концерты не могли не отразиться на его состоянии здоровья. Рак легких и пневмония позволили прожить джазовой легенде до 75-ти летнего юбилея, через месяц после которого он скончался.
Эллингтон такой же бриллиант, как и Дэвис. Его музыка отличается живостью, его музыка умеет рисовать. Мы чувствуем ритм и добротные, качественные, дорогие мелодии. Один «Караван» чего стоит! В отличие от Дэвиса, у которого на картинах выходят абстракции, у Эллингтона выходят картины. Яркие, сочные, вкусные картины, которые живут и имеют свою динамику, на которые хочется смотреть, а самое главное — интересно смотреть.
Мелодии: Caravan, Rhapsody In Blue, Isfahan, Mood Indigo, Sugar Rum Cherry, Black And Tan Fantasy
Лестер Янг
Саксофонист, 1909-1959 гг.
В эпоху свинга Янг был очень известен, а его виртуозные импровизации оказали огромное влияние на саксофонистов второй половины 20-го века. Начинал он в оркестре своего отца, затем работал в других — в Чикаго и Канзас-сити. Но настоящая слава к нему пришла, когда он стал работать с оркестром Каунта Бейси в 1936 году. Он написал немало произведений для оркестра.
Начиная с 1937-го, Янг стал аккомпанировать легендарной Билли Холидей. Но затем началась Вторая мировая, и Лестера призвали в армию. Повестки шли изо дня в день, а Янг продолжал их игнорировать. Это привело к плачевным последствиям, и 5 лет тюрьмы стали для него приговором. После окончания срока и окончания войны, Янг снова выступал в составе оркестра Бейси, ездил на гастроли и фестивали.
Лестер Янг — тот самый представитель классического джаза. Джаза в том понимании, в котором мы его и знаем. Все же представляли себе старые патефоны, из которых звучат мелодии. Они «шуршат», прерываются, как в старом черно-белом кино. Эта картинка возникает и тогда, когда мы слушаем Янга.
Классика, которую приятно послушать. Здесь нет вычурности, нет слишком сложных мыслей, как у Бейкера или Эванса, но в то же время, это не мелодии танцевально-развлекательного характера. Это музыка, которую нужно просто слушать и наслаждаться. Здесь и сейчас.
Мелодии: Shorty George, Just You Just Me, Encore, Stardust, Back To The Land, Slow Motion Blues.
Здесь лишь малая часть того огромного мира джазовых гениев. Они были в каждом направлении джаза, а уж сколько было направлений — пальцев четырех рук не хватит уж точно!Обучиться искусству игре на саксофоне и на остальных инструментах, которые используются в джазовом жанре, вы сможете в частной музыкальной школе First music family.
Зная своих любимых исполнителей в лицо, вы проявляете в высшей степени свое уважение к создателю музыкального шедевра и дарите аплодисменты своей души в дань великой музыки, которая жила, живет и будет жить.